Все о мехе - fursik.ru

О правилах соперничества в соревнованиях по дрон-рейсингу (F3U)

В этой статье Президент спортивного клуба Team Russia Наталия Астахова делится информациях о разных моделях судейства соревнований по гонкам дронов, проводимых в последние годы как в России так и по всему миру. Все модели имеют свои достоинства и недостатки. Какую выбрать? Решайте сами.

Данная статья носит ознакомительный характер и не является
основополагающим документом для судейства  на соревнованиях

Движение дрон-рейсинга (авиамодельная дисциплина F3U) в России набирает обороты. Уже сейчас дрон-рейсинг в России можно назвать официальным видом спорта. Но техник проведения соревнований (конкретно, правил соперничества) как в России, так и в мире очень много. Сегодня мы хотим вас познакомить с несколькими набирающими популярность такими техниками.

Говоря об официальном виде спорта, мы подразумеваем олимпийскую систему

В дрон-рейсинге это правила ФАИ. О них поподробнее нашей редакции рассказал один из организаторов официальных  городских и всероссийских соревнований по F3U  в Москве и Московской области - Владимир Голубев. (далее с его слов)

Гонки дронов - технический вид спорта. На сегодняшний день, стандартные технологии, которые применяются в нём обеспечивают гарантированное комфортное пребывание в воздухе до 4-х аппаратов. Можно и больше, но при этом возрастает риск потери видео в шлеме/очках пилота из-за помех. Поэтому правила сегодня опираются на такое количество пилотов и дронов в "заезде" как оптимальное. Допускается другое количество, но рекомендовано это. И все, в России в основном, его придерживаются (за границей смело практикуют вылеты ввосьмером).

Количество участников на некоторых соревнованиях достигает более ста человек, если говорить про крупные международные. Поэтому система отбора сильнейших строится в два этапа.

На первом этапе все пилоты распределяются на группы по четыре человека и в рамках своих групп выполняют тренировочные, а затем квалификационные вылеты.  Также надо отметить, что в определенных случаях правилами ФАИ допускаются как вылеты с определенным количеством кругов (вариант, показавший себя неплохо, но не оптимальный), так и с ограниченным временем на все попытки (круги) для группы - оптимальный на данный момент вариант. Пилоту для выхода в следующую стадию необходимо показать лучшее время круга, но не только в своей группе, а среди времени всех участников.

В зависимости от общего количества участников, по результатам лучшего времени круга (в некоторых случаях - суммарного двух/трёх ближайших лучших кругов) определяются 16/32/64 участника финальной стадии.

Данная схема первого этапа применима практически ко всем моделям соперничества в соревнованиях, так как позволяет выявить навыки пилота и далее от них отталкиваться. Жеребьёвка привязана ко времени, которое показали участники. Т.е. пилоты из сильнейшей корзины (лучшие времена) в следующих стадиях соревнуются с пилотами из других корзин. Далее всё проходит по олимпийской системе, где из 4 человек групп стадий, например 1/8 финала, далее проходят два, прилетевших к финишу первыми. Обычно гонка от 3-х до 5 кругов. Время прохождения по-прежнему важно, но главное - финишировать первыми.

Время прохождения важно для дальнейшего распределения в следующей стадии. Именно по лучшему времени предыдущего вылета (начиная от квалификации и до полуфиналов) определиться, с кем (корзины) вы будете лететь в следующей стадии. И так из 16/32/64 человек каждый последующий вылет отсеивается по два человека, потом снова формируются таблицы для 1/4, затем для 1/2, и в итоге в финальном вылете из 4х человек побеждает пришедший первым. А те, кто из полуфинала не прошел в финал - затем летят в так называемом "малом финале" с целью распределения мест с пятого и далее. Но эта особенность хоть и прописана в правилах, но используется не часто.

Вот пожалуй, основные тезисы из этих правил.

Но существует очень много различных аспектов в правилах проведения, которые даже могут быть не прописаны в основных правилах. И они постоянно немного изменяются,  и это вполне нормально, так как спорт наш еще очень молод и только формируется. Например, если в одном вылете из четырёх человек трое или больше не смогли финишировать, то дальше проходят те, кто сумел показать лучшее время: и в одной версии это лучшее время предыдущего вылета, а в другой - это лучшее время в квалификации. Правила по поводу определения прошедших дальше по квалификации, а не тому, кто пролетел больше кругов до схода показали себя менее интересными в плане интриги, но позволяющими более сильным пилотам проходить дальше. Возможно, они еще изменятся.

Более того, необходимо помнить про огромное количество тонкостей, которые сплошь и рядом сопровождают эти правила и вынуждены порой подстраиваться под ситуацию и участников.

ФАИ - это олимпийская система, она позволяет провести гонки среди около 200 участников за разумное время. Но если пилотов у вас немного, и гонка ваша проходит в рамках фестиваля, серии, либо просто не входит в официальный спортивный регламент, то вы можете изменить правила судейства.

Практически все техники проведения базируются на именно этой официальной системе ФАИ, но значительно отличаются фактическим способом определения победителя, а также многими мелкими нюансами, сопровождающие различные ситуации во время гонки.

Вот пара примеров, хорошо показавших себя при проведении.

Тайм-триал

О его принципах нам рассказал Александр Сорокин, опытный пилот, инженер и создатель одной из часто используемых в гонках засечек (техническое устройство с программным обеспечением, позволяющее засекать время круга, считать количество кругов и т.п.):

В основе тайм-триала лежат все те же принципы ФАИ - это тренировочные вылеты, затем квалификационные. Но главное отличие в том, что нет финалов. То есть квалификационные вылеты (туры) - это и есть зачетные вылеты. Как правило их дают от 5-ти, и в зачет идет сумма нескольких (например, 3-х) лучших кругов из этих туров. Преимущество этой техники в том, что места распределяются максимально четко в соответствии со скиллом соперника (когда как в 1/8, 1/4, 1/2 и финале может сработать элемент случайности или везения, когда  всего одна маленькая ошибка пилота может стоит ему призового места). Но вместе с этим в тайм-триале теряется азарт конкурентной гонки, потому что по сути тайм-триал - это сухо максимальное количество вылетов и сумма лучших из них.

Дабл-Элиминейшн (Double Elimination)

Самый, пожалуй, “не ФАИ-шный” способ ведения соперничества. Рассказал нам о его принципах один из основателей клуба Team Russia, организатор соревнований по дрон-рейсингу, Андрей Баратынский:

Модель судейства Double Elimination очень импонирует пилотам дронов. В этой модели пилоты соревнуются до двух поражений. Что дает возможность пилотам быть увереннее, а организаторам точнее определить победителей. Эта модель также хороша тем, что дает шанс более слабым пилотам из дальних регионов в рамках состязаний побольше полетать.

Первый этап проходит точно так же, как и в остальных техниках - это тренировочные вылеты и квалификация (описаны выше)

После первого тура соревнований в каждой группе определяются победители и те, кто получил первое поражение. Дальше соревнования и формирование групп идут уже в рамках двух турнирных сеток. В верхней сетке соревнуются пилоты победители, а в нижней, претенденты на вылет. Дальше соревнования идут одновременно в двух сетках. Победивший в верхней сетке – продолжает сражаться в ней. Проигравший в верхней сетке – переходит в нижнюю. Победивший в нижней сетке идет дальше соревноваться в нижней сетке, а проигравший в нижней сетке выбывает из турнира.

Соревнования ведутся до тех пор, пока в верхней сетке не останется 1 пилот, если соревновались парами или 2 пилота, если соревновались группами по 4. Дальше соревнования идут только в нижней сетке до тех пор, пока там не останется 2 пилота.

Окончание соревнования может быть по укороченной модели с одним финалом, либо по модели FULL Double Elimination с суперфиналами, в которых 4 финалиста летают 1 или 2 тура до полного определения победителей, соблюдая для пилотов, пришедших в финал из верхней сетки право на ошибку."


Особняком от всех этих техник стоит система Лиги MultiGP.

Это совершенно отдельная система, пожалуй конкурирующая по своим масштабам с олимпийской.

Это действительно отдельная лига дрон-рейсинга. Сформировалась она в США, базируется на сайте multigp.com.

Несколько лет назад обычные американские ребята как-то сели, подумали и решили, а почему бы нам не создать сайт с общей системой проведения, одинаковыми для всех трассами и правилами, и чтобы все пилоты из любой точки земного шара могли "виртуально" посоревноваться между собой; и для этого необходимо только зарегистрировать свою команду на нашем сайте. Пришли к выводу, что это гениально, и собственно так и поступили.

Система соревнований у них там получилась  не простая.

Если вкратце и по-простому, то:

Зарегистрировав на их сайте свое отделение - Chapter (грубо говоря, команду организаторов гонок), вам необходимо достичь определенного уровня (прямо как в компьютерной игре) для того, чтобы вы могли устраивать соревнования по стандарту MultiGP с их воротами, их правилами, их трассами (и разумеется, их рекламой ;)). Для того, чтобы проводить стандартизированные MultiGP гонки, необходимо выполнить ряд задач, среди которых создание и активный пиар группы вашего отделения и гонок на Facebook, лайв-общение с американскими отделениями-”профессионалами”, курирование вашего отделения более опытным отделением и другие правила, указанные на сайте при регистрации Chapter-а.  А до тех пор, пока вы не стали "профессиональным МультиДжиПи организатором", вам позволяется проводить гонку в любом формате, вести соперничество по любым правилам, делать любую трассу, главное - набирать опыт и соблюдать технику безопасности!

Например, в Санкт-Петербурге команда пилотов CоpterPilot зарегистрировала первое отделение MultiGP в России и уже провела несколько гонок. В правилах соперничества они не использовали засечку и не считали лучший круг, а давали пилоту определенное время вылета - 2 минуты, и сколько кругов за эти 2 минуты пилот пролетит, столько очков получает. Несколько тренировочных вылетов, 5 и более зачетных. Ребята даже позволили допустить участникам одну ошибку в "боевых" вылетах, и худший из них результат  по итогу не засчитывался. И получилась у них довольно простая, но очень насыщенная вылетами - гонка.

Также хочется упомянуть о самой знаменитой особенности системы MultiGP : сайт самостоятельно распределяет частоты для видеопередатчика каждому участнику таким образом, чтобы каналы друг другу не мешали, и помех в видеосигнале не было. То есть перед гонкой каждый участник подтверждает свое участие на сайте, сайт выдает ему частоту видеосигнала, он выставляет ее на своем коптере и всю гонку летает на этом канале (когда как в остальных системах эта особенность не предусмотрена, и пилоту пару раз за гонку приходится менять канал на своем передатчике, что иногда вызывает трудности). Сайт автоматизировано составляет сетку пилотов с их каналами, и в итоге, организаторам совсем не нужно заниматься составлением таблиц и групп вылетов. Это действительно значительно упрощает проведение гонки.

Помимо всех этих техник проведения, существует еще немало других.

Но как Вы успели заметить, есть вещи, которые лежат в основе правил и применяются ко всем техникам - тренировочные и квалификационные вылеты. Но дальше ситуация меняется практически в корне.  И во всех техниках постоянно что-то перестраивается, подстраивается под ситуацию и под участников. Наш спорт только набирает обороты, поэтому вариаций трактовки различных ситуаций очень много.

И как знать, может именно вы уже придумали для этого спорта кое-что новенькое?